Французский писатель Андре Стиль и его жена Одетта в гостях у директора «Прогресса». 1977 год | РУССКО-ФРАНЦУЗСКИЕ ДОКУМЕНТЫ И АРХИВЫ | ARCHIVES ET DOCUMENTS FRANCO-RUSSES

Французский писатель Андре Стиль и его жена Одетта в гостях у директора «Прогресса». 1977 год

06_С-Андре-и-Одеттой-Стиль--1977

Участник движения Сопротивления Стиль в 1942 году вступил в подпольную ФКП. После войны написал трилогию «Первый удар» о рабочих Франции. В 1952 году, после издания романа в Советском Союзе, автор получил Сталинскую премию. Член Гонкуровской академии, главный редактор «Юманите» в 50-е годы А.Стиль и В.Седых были добрыми друзьями более полувека.

Из мемуаров В. Седых: «Детство будущего писателя, казалось, не предвещало особых неожиданностей и потрясений. Скромный, но достойный для сносной жизни заработок портного Эдмона Стиля — отца Андре и бережливость мадам Луизы Брик позволили их сыну успешно окончить лицей в Валансьене, а затем и филологический факультет в Лилле. Получив диплом преподавателя литературы и философии, Андре Стиль некоторое время трудился учителем. Начало работы совпало с самым трагичным периодом в истории Франции и в его жизни. Война и вражеское нашествие преподали молодому профессору суровые уроки стойкости и мужества — он стал активным участником движения Сопротивления. После освобождения родной земли от оккупантов Андре Стиль не вернулся к преподавательской деятельности, его захватила журналистика. В течение пяти лет Стиль работал в газете «Либерте», издающейся в Лилле, потом — в парижской «Се суар», а затем был главным редактором «Юманите». В ту пору Андре Стиль написал свои первые романы и повести: «Слово «шахтер», товарищи…», роман «Первый удар». Эти произведения сразу же привлекли внимание читателей к молодому писателю. Затем последовали новые книги, литературные премии, избрание Стиля членом Гонкуровской академии.

Отвечая на поздравительное послание по случаю его 80 — летия, Андре Стиль писал мне и Светлане: «Вы — среди редких и лучших друзей, оставшихся у меня в России в последние годы. Произошедшие у вас перемены не сделали меня менее чувствительным к радостям и печалям русского народа. Я страдаю от того, что утратил контакты с другими дорогими друзьями, в частности среди писателей. Меня по-прежнему интересует все, что имеет какое — либо отношение к ценнейшим связям между Россией и Францией. Я внимательно слежу за любыми сообщениями о судьбе французских книг в России, конечно, и моих, и не только. С надеждой, что вскоре мы сможем вновь увидеться, моя жена Одетт и я крепко обнимаем вас».

К сожалению, я не смог порадовать дорогого юбиляра какой — либо обнадеживающей весточкой об издании его книг в постсоветской России. Произведения утонченных гонкуровцев, чуждых соблазнам Золотого тельца, не пришлись ко двору многим теперешним российским издателям и их покровителям — скоробогачам.

Андре Стиль скончался на заре нынешнего века, так и не дождавшись добрых вестей из России, к народу которой он испытывал искренние дружеские чувства».