Марсель Кашен: «Две великие пролетарские жертвы – Карл Либкнехт и Роза Люксембург» | РУССКО-ФРАНЦУЗСКИЕ ДОКУМЕНТЫ И АРХИВЫ | ARCHIVES ET DOCUMENTS FRANCO-RUSSES

Марсель Кашен: «Две великие пролетарские жертвы – Карл Либкнехт и Роза Люксембург»

Сто лет назад, 15 января 1919 года, в Берлине были зверски убиты крупнейшие деятели международного коммунистического движения – Роза Люксембург и Карл Либкнехт. Это злодейство было осуществлено по прямому распоряжению социал-демократических правителей – премьер-министра Веймарской республики Шейдемана и министра внутренних дел Носке – путем сговора с буржуазией захвативших власть в стране, заливших германскую революцию кровью рабочих, кровью коммунистов.
Менее двух месяцев не дожили Либкнехт и Люксембург до исторического дня образования Коминтерна. Память об их гибели участники Первого Конгресса, начавшего работу в Москве 2 марта 1919 года, почтили минутой молчания. Эта жертва были одной из первых в череде трагических потерь, которые международный пролетариат понес в 20-е – 30-е годы. Вплоть до 1933 года, когда к власти в Германии прорвались нацисты, на пути у коммунистов и у Рот Фронта, вставали защитники фашизма, соглашатели из СДПГ. Именно парламентаризм социал-демократов, их лакейство перед финансовым капиталом связали руки немецкому пролетариату, завели страну и мир в дебри Второй мировой войны.
21 января 1931 года, в дни памяти Р. Люксембург и К. Либкнехта, на страницах газеты «Юманите» вышла статья Марселя Кашена, признанного основателя Французской секции Коминтерна – ФКП.

   


«Две пролетарские жертвы – Карл Либкнехт и Роза Люксембург»

Вспомнить, какими героическими личностями были Роза Люксембург и Карл Либкнехт, – задача, не выполнив которую наша мораль сегодня не будет полной.
Французские пролетарии не достаточно хорошо знают эти героические имена. И просто необходимо, чтобы в наших партийных ячейках перечитали восхитительные письма, отправленные ими из тюрем, в которые они были заключены в годы войны. (Их переписка издавалась и хранится в библиотеке «Юманите»). Ибо перечитывая эти письма, невозможно не оценить подлинную красоту и чистоту этих двух революционеров…
Карл Либкнехт был брошен в крепость во время войны, в 1916 году, за то, что, будучи мобилизованным в армию, участвовал в организации манифестации 1 мая. К тому времени его уже успели исключить из социал-демократической фракции, в которую он входил как депутат от Потсдама. И, таким образом, 22 июня 1916 года он предстал перед военным трибуналом. Тем не менее, даже там, перед лицом судей, он произнес мощнейшую обвинительную речь против германского империализма и милитаризма. Он ничего не отрицал, а лишь громко подтвердил свою решимость добиться ослабления и в итоге уничтожения мощи буржуазного правительства, поражения его военной мощи. В своем выступлении он обратился к рабочим, одетым в солдатские шинели, призывая их проявить верность классу, международной солидарности пролетариата, которую они должны поднять выше всех военных знамен. Свою речь Либкнехт закончил такими словами: «Я сохраняю свою политическую позицию и интернационалистские социалистические убеждения, независимо ни от каких решений трибунала. Несмотря на то, что меня попытаются сломать, несмотря на приговор, который будет вынесен, я изо всех сил продолжу борьбу».
Карл был заключен в одиночную камеру тюрьмы города Люккау. Он находился в ней более двух лет, и ни на одно мгновение его энергия не была ослаблена. Все это время он продолжал переправлять своим друзьям письма самого стоического характера, стараясь поднять их моральный дух и их веру, призывая их к борьбе и надежде.
17 июля 1916 года, через несколько недель после заключения Карла, была арестована его боевая подруга Роза Люксембург – по тем же мотивам, за  революционную деятельность. Узнав об этом, Карл сразу же направил открытое письмо членам военного совета, которые еще совсем недавно судили его самого. Вот несколько цитат.
«В феврале 1915 года ее арестовали, поместив в зеленый фургон с уличными девками и ворами, а после этого, в течение целого года, держали в тюрьме. В настоящее время ее собираются уничтожить. Они хотят убить эту женщину, в хрупком теле которой содержится великая блистательная душа. Это восхитительный гений, образ которого будет возвышаться на пороге истории всей человеческой цивилизации. А герои милитаристского варварства будут повержены в презрение и небытие».
…Таковы необыкновенный язык и слова Либкнехта, противостоящие военным жестокостям, решающим судьбу революционерки с великим сердцем!
Стоит процитировать еще такие слова: «Эти палачи свободы, эта немецкая империя – вот то, что претендует на место во всемирной истории! Но сила, которая вдохновляет Розу Люксембург, более могуча, чем жестокость, которая окружает ее в тюрьме. Эта сила пролетарской борьбы разрушит тюремные стены и восторжествует».
Невероятно, но, спустя несколько месяцев, к заключенным Карлу и Розе присоединится Франц Меринг – будучи в возрасте 70 лет! Он будет осужден за свою антиимпериалистическую пропаганду. И тогда Либкнехт вновь возьмет в руки перо, чтобы изобличать армию и правительство, которые заключило в тюрьму революционного журналиста, заставлявшего дрожать Бисмарка. «В тюрьму! Это самая большая честь, которую милитаризм мог оказать 70-летнему Мерингу! Долой правительство! Долой войну».
Свержение Гинденбурга освободит трех героических борцов нашей международной коммунистической партии. Едва, выйдя из своих камер, они вдохновенно возобновят свою пропаганду. Карл и Роза призовут немецкий пролетариат продолжить их борьбу за создание Советов, за республику рабочих и крестьян, за изгнание сторонников строя, ответственного за войну. Другими словами – за строительство социализма.
Роза и Карл оказались прямыми врагами Носке, Шейдемана и Германа Мюллера*, которые были кровно связаны с немецкой буржуазией и империализмом. И в итоге героическая борьба за власть Советов была разгромлена социал-демократами, захватившими власть в Германии, чтобы уничтожить движение «Спартака» и большевизм. Гвардейцы отрядов империализма, штаб которых находился в берлинском отеле «Эден», затащили туда Карла и Розу, где подвергли их пыткам. А после бросили в автомобили, якобы сопроводить их в тюрьму «Моабит». По дороге их убили выстрелами из револьверов, а трупы выбросили на улицу. Труп Карла с тремя пулевыми отверстиями был через несколько часов найден и направлен в комиссариат, где был квалифицирован как «неопознанный мертвец». Труп Розы был обнаружен вообще лишь через нескольких дней!
Так погибли наши два друга в том Красном январе 1919 года. Так осуществилась слова Розы Люксембург, которая еще задолго до того, находясь в темнице, написала жене Карла Либкнехта: «Знайте, что я умру на своем посту, в борьбе, в тюрьме или в уличном бою!»
Пролетарии всего мира никогда не забудут эти две жизни, которые были принесены в жертву борьбе за наше бессмертное дело. Не будут забыты и их презренные палачи. Никогда.
Марсель Кашен.
22 января 1931 года

 

  • Три немецких социалиста – Густав Носке, Филипп Шейдеман, Герман Мюллер – стали воплощением предательства социал-демократии, изменившей делу Второго интернационала, сотрудничавшей с буржуазными правительствами после начала войны 1914-1919. Г. Носке был военным министром, Шейдеман – канцлером Рейха в 1919 году, Мюллер – министром иностранных дел и затем канцлером Рейха в 1920 году.

 

Публикация в журнале «Огонек». Март 1919 г.

 

Многотысячная похоронная процессия Карла Либкнехта, Розы Люксембург и других жертв диктатуры германской социал-демократической буржуазии

 

Ленинградский народный дом имени Розы Люксембург и Карла Либкнехта. 1930-е годы