Жак Дюкло: «Октябрьской революцией 1917 года была отомщена Парижская коммуна 1871 года» | РУССКО-ФРАНЦУЗСКИЕ ДОКУМЕНТЫ И АРХИВЫ | ARCHIVES ET DOCUMENTS FRANCO-RUSSES

Жак Дюкло: «Октябрьской революцией 1917 года была отомщена Парижская коммуна 1871 года»

Октябрьская революция – событие исторического масштаба, столетнюю годовщину которого отмечают на всех континентах. Особое отношение к этому празднику у французских коммунистов, которых по сложившейся традиции называют «наследниками Парижской коммуны». Наравне с РКП (б) — ВКП (б) и другими партиями-секциями Коммунистического интернационала, ФКП в течение многих десятилетий оставалась одной из крупнейших пролетарских партий Европы и всего мира. В борьбе с ревизией и оппортунизмом она вырвалась из руин Второго Интернационала, прошла горнило становления комдвижения двадцатых годов, закалилась в предвоенные тридцатые, преодолела период фашистской оккупации Франции, а также первые десятилетия холодной войны, не избежав, однако, разрушительного удара хрущевизма, «еврокоммунизма», и горбачевщины…

В канун столетия Октября мы публикуем уникальные документы и фрагменты воспоминаний о Жаке Дюкло. Все эти материалы – из личного архива Вольфа Седых, ветерана международного отдела ЦК КПСС, бывшего корреспондента «Правды» во Франции. С Дюкло они практически дружили с начала 60-х. Что характерно? Никому из советских представителей французский коммунист, пожалуй, не уделял столько времени и внимания как именно В.Н.Седых. Объяснение простое: бессменным руководителем международного отдела ЦК на протяжении десятков лет был тот самый Борис Пономарев, который еще с середины 30-х, работая помощником Георгия Димитрова на посту председателя Исполкома Коминтерна, заявил о себе в комдвижении как опытный практик, тонкий стратег, знаток диалектики борьбы классов. Наверняка, не без участия Пономарева в 1951 году Жаку Дюкло была организована длительная аудиенция у Сталина. Вторая по счету. (Первая состоялась еще в 1928 году). Одним словом, В.Н. Седых был в глазах Дюкло представителем той родственной ему партийной среды, имя которой – «революционный марксизм».

И еще два существенных момента. Во-первых, как руководитель ФКП Жак Дюкло представлял поколение коммунистов, вышедшее отнюдь не из французской секции предательского Второго Интернационала, а из окопов империалистической войны, из рабочей солдатской среды, не успевшей пропитаться социал-шовинизмом и мелкобуржуазным оппортунизмом. И соответственно – это, во-вторых – на протяжении всей своей многолетней партийной работы Дюкло последовательно, шаг за шагом реализовывал Двадцать одно ленинское условие членства в Коминтерне. Во всяком случае, несмотря даже на то, что с именем ФКП связан эпитет «партия расстрелянных», в годы Второй мировой войны именно Жак Дюкло и его товарищи смогли не просто сохранить подпольную организацию от разгрома, но и организовали боевое партизанское подполье, движение Сопротивления.

Жак Дюкло (02.10.1896 ‒ 25.04.1975), французский политический деятель, руководитель ФКП. Родился в семье плотника. В 1-й мировой войне участвовал рядовым. После войны вместе с А. Барбюсом организовал Ассоциацию бывших фронтовиков. Член ФКП – с декабря 1920 г. С 1926 г. ‒ член ЦК, в 1931‒64 секретарь ЦК ФКП, с 1931 член Политбюро. На 7-м конгрессе Коминтерна (1935) был избран членом ИККИ. В 1926‒32 депутат парламента, в 1936 вновь избран в парламент, в 1936‒39 вице-председатель палаты депутатов. В 1939 г. был заочно приговорён к 5 годам тюрьмы. Был одним из руководителей Движения Сопротивления.

После войны – депутат и председатель группы ФКП в Национальном собрании, в 1946‒48 вице-председатель Национального собрания. На выборах 1969 г. был кандидатом ФКП на пост президента Французской Республики.

Из воспоминаний В.Н.Седых: «С Дюкло я познакомился в 1962 году, 55 лет назад. В то время он отдыхал в Крыму вместе со своей женой Жильбертой. Впоследствии, когда я работал во Франции собкором «Правды», мы с Жаком встречались и беседовали неоднократно.

В ноябре 1969 года я попросил его поделиться с советскими читателями своими мыслями о значении Октябрьской революции. Сохранилась такая запись: «В годы империалистической войны я находился в рядах французской армии и поэтому мне случалось встречаться с русскими солдатами. Первый раз это было на фронте около Реймса, перед наступлением в апреле 1917 года, когда соседом нашей дивизии была дивизия русская. Нас разделял лишь водный канал. Случилось так, что однажды этот канал с одной стороны охранял я, с другой – солдат Иван. Встречаясь на мосту, мы хлопали друг друга по спинам. А потом, так как он ничего не мог сказать мне, а я не понимал его, он показал на звезду и сказал: “Звезда”. Это было первое русское слово, которое я узнал, и впоследствии оно приобрело для меня значение символа».

Жак Дюкло во многих своих работах подчеркивал, что великий Октябрь партии большевиков во главе с Лениным нанесли сокрушительный удар империалистической войне, провозгласив принципиально новую политику мира. Говоря о предательском поведении правосоциалистических лидеров Второго Интернационала, проголосовавших за военные кредиты в парламентах своих стран, Дюкло цитировал слова Ленина: «Нельзя выскочить из империалистической войны, нельзя добиться демократического, ненасильственного мира без свержения власти капитала, без перехода государственной власти к другому классу, к пролетариату».

Избирательная афиша секретаря ЦК Французской компартии, кандидата от этой партии Жака Дюкло во время парламентских выборов в 1932 году

Избирательная афиша секретаря ЦК Французской компартии, кандидата от этой партии Жака Дюкло во время парламентских выборов в 1932 году

 

На манифестации (слева направо) Торез, Кашен, Дюкло, Вайян-Кутюрье. 1936 год

На антивоенной манифестации (слева направо): Торез, Кашен, Дюкло, Вайян-Кутюрье. 1936 год

 

Приговор военного трибунала № 291 от 27 сентября 1939 г (1)

Приговор военного трибунала № 291 от 27 сентября 1939 года. Париж.(Слушанье было заочным, в отсутствии Дюкло).

«Жак Дюкло, живущий в Монтрей на авеню Президента Вильсона 22, бывший депутат, обвиняется в нарушении декрета от 26 сентября 1939 года, в силу которого коммунистические организации распущены. Жак Дюкло приговаривается к 5 годам тюрьмы и штрафа на 5 тысяч франков, и последующему 5 годам лишения прав в силу статьи 42 Уголовного кодекса пункты 1, 2, 3. Декрета от 26 сентября 1939 года (пп. 1, 2, 3) и статьи 55 Уголовного Кодекса, и статей 119, 120 Военного кодекса». «Упомянутый Жак Дюкло, сын Антуана и Эмэ Луиз Казанав, родился 2 октября 1896 года в Луэ, округа Тарб, департамент Пиренеи».

Этот приговор был вынесен Жаку Дюкло после того, как в августе 1939 года, по итогам заключения советско-германского пакта о ненападении, коммунистическая партия Франции была запрещена правительством Деладье. Тогда же в отношении руководителей и активистов партии были возбуждены уголовные дела. Часть из них была приведена в исполнение. Вальдек Роше (член ЦК), Этьен Фажон (главный редактор «Юманите») и другие были приговорены к тюремному заключении, а впоследствии сосланы на каторгу в Алжир. Однако некоторые руководители партии, в том числе Жак Дюкло и Бенуа Фрашон, Марсель Кашен ушли в подполье, организовав вооруженную партизанскую борьбу, Движение Сопротивления. Генеральный секретарь партии Морис Торез был направлен в СССР для работы в Коминтерне.

В этой борьбе погибли Десятки тысяч французских коммунистов, после чего ФКП стали называть «партией расстрелянных».

Приговор военного суда от 29 мая 1952 года

Приговор военного суда от 29 мая 1952 года в отношении Жака Дюкло (на тот момент депутата Национального собрания), который вместе с писателем Адре Стилем (в тот период – редактор «Юманите») и рядом других коммунистов организовал демонстрацию парижан против приезда во Францию генерала Риджуэя, главнокомандующего вооруженными силами НАТО в Европе. По этому приговору они были заключены в тюрьму. Однако Дюкло вскоре был освобожден. Андре Стиль оставался в заключении еще несколько месяцев.

Торез_Дюкло_Суслов

Жак Дюкло и Морис Торез (с тростью) встречают в аэропорту Орли партийную делегацию КПСС во главе с Михаилом Суссловым и Борисом Пономаревым (на фото — между Сусловым и Дюкло), прибывшую на съезд ФКП. 1960 год

1969_РоберЖанЛонге_Дюкло_Обичкин_ЖильбертаДюкло_Монтрёй

Жак Дюкло, правнук К. Маркса — Робер Жан Лонге, заместитель директора Института марксизма-ленинизма — Геннадий Обичкин и супруга Жака. Монтрёй. 1969 год

Книга Тень и Свет

Книга Ж. Дюкло «Бакунин и Маркс. Тень и свет», вышедшая в 1989 году

1969_Дюкло_РоберЖанЛонге_Обичкин_Монтрёй

В гостях у Жака Дюкло в его доме в Монтрей правнук Карла Маркса Робер Жан Лонге и заместитель директора Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС Геннадий Обичкин. 1970 год

Автограф к 4 тому собрания сочинений Дюкло

Автограф к 4 тому «На память о визите ко мне домой в Монтрей, товарищу Вольфу Седых. Братски. Жак Дюкло, 29 сентября, 1971 года»

автограф Дюкло - 18 марта 1974 года

Автограф Дюкло сделан в записной книжке Вольфа Седых 18 марта 1974 года, в День парижской коммуны. В этот день ФКП проводило акцию по продаже литературы, выпущенными издательством «Эдисьен соссиаль».

«Продажа марксистской литературы в этом году происходит в дни годовщины Парижской коммуны. Революция 18 марта 1871 года была отомщена октябрьской революцией 1917 года под руководством Ленина. Советская власть существует значительно дольше, чем коммуна.

Это есть объяснение тем братским связям, которые существуют между французским и советским народами, а также мобилизует парижских трудящихся, которые приветствуют победу социализма в СССР, как реванш за Парижскую коммуну. И провозглашая лозунг «Да здравствует Советский Союз», мы говорим «Да здравствует Парижская коммуна».

У Дюкло с Жуковым в 1974 фото Воронина Юрия

Жак Дюкло принимает в своем кабинете в ЦК ФКП политического обозревателя «Правды» Юрия Жукова и собкора этой газеты во Франции Вольфа Седых. Декабрь 1974 года